вторник, 19 июля 2016 г.

10 вопросов о России

За мои 11 лет пребывания в Европе мне посчастливилось встретиться с множеством людей из самых разных уголков мира. Все они непохожи друг на друга, ведут совершенно разный образ жизни, руководствуясь совершенно разными убеждениями. Тем не менее, я отметила, что несмотря на это, в моих глазах их все-таки объединяет одно: их вопросы о России. Они практически всегда одинаковы, не важно от кого они исходят. Бывают, конечно, и исключения, но я все же решила объединить самые распространенные в топ-десятку вопросов, на которые мне доводилось отвечать сотни раз. 

1. Ты откуда?  

Каждый уважающий себя француз считает своим долгом спросить, откуда именно я из России. При этом, как правило, не имея ни малейшего понятия о географии нашей родины-матушки. Поэтому в 9 случаях из 10 наш диалог выглядит примерно так:

- Ты откуда? Из Москвы?
- Нет
- Из Санкт-Петербурга?
- Нет
- А откуда???

И тут начинаются долгие объяснения о том, что такое Кавказ и с чем его едят.
Я вовсе не ставлю им в упрек отсутствие знаний о месте дуэли Лермонтова и о том, кто это вообще такой. Тут бы самой разобраться в краях и областях. Просто забавно, как они теряются, когда разговор выходит за границы двух всем известных городов.
А еще забавнее то, что я заметила, что делаю то же самое!! Когда встречаю человека из страны, о которой имею весьма смутное представление, тоже спрашиваю о его городе и с умным лицом киваю, если в ответ слышу незнакомое название. Зачем тогда спрашивать? Интересно, это я от французов научилась или все так делают?   

2. У вас, наверное, всегда очень холодно? 

От этого вопроса меня просто бросает в дрожь. Но не от холода родных широт, а от осознания безбрежных просторов человеческой ограниченности.
Объяснять иностранцу, что у России, как и у любой другой страны тоже есть юг, бесполезно.
И что существует такая неизведанная земля под названием Кавказские Минеральные Воды, в которой летом температура достигает 40 градусов, а зимой снег выпадает довольно редко, которая находится на одной широте с Марселем и в которой количество солнечных дней самое большое по всей стране - тоже.

Реакция на мой монолог, как правило, протекает по одному из следующих сценариев:

а. В ответ просто смеются и говорят: "Да ладно!", продолжая быть уверенным в том, что мы ездим на коньках за хлебом в июле месяце.
б. Собеседник внимательно слушает, охает, удивляется и заключает: "Надо же, никогда бы не подумал!". И тут ты чувствуешь себя победителем - ты просветил иноземный мозг знаниями о Северном Кавказе!

Но когда ты в очередной раз собираешься домой в отпуск, тот же самый собеседник не сможет устоять желанию помочь дельным советом: "Бери вещи потеплее, у вас там, наверное, очень холодно"...

3. Ты не скучаешь по дому?

Этот вопрос, я думаю, задают любому иностранцу, независимо от его происхождения. И я очень редко видела кого-либо, кто бы ответил: "Нет, не скучаю".
Конечно скучаю, как и любой уважающий себя иммигрант.

Если честно, первые лет пять было совершенно по-другому. Да, хотелось увидеться с близкими и родными, но, видимо, моя жизнь в Испании меня вполне устраивала. Да и знаете ли вы многих, кого не устраивают студенческие годы? Мне кажется, в этом возрасте везде и всегда хорошо и весело.

Зато потом тоска по Родине добралась и до меня и навалилась с такой силой, что я не знала, куда от нее спрятаться. Видимо, решила наверстать упущенное.

Постепенно все вошло в свое русло: бывает все ровно, живешь и не заморачиваешься, а бывает как нахлынет... особенно в праздники.

Ностальгия - девушка капризная. Она как приливы и отливы: все зависит от луны...

4. Ты не планируешь вернуться в Россию?

Этот вопрос обычно следует сразу за предыдущим.
И я всегда затрудняюсь ответить. Одно дело - скучать, а другое - планировать возвращение.
Вернуться в Россию после 11 лет отсутствия, с французским мужем и европейским менталитетом - дело, оказывается, непростое.

Были попытки, но всегда что-то останавливало.
Я думаю, если придет момент отправиться в родные пенаты, все так или иначе для этого сложится. На то он и дом, чтобы всегда можно было в него вернуться. А пока все заканчивается размышлениями, более или менее целенаправленными, в зависимости от приливов ностальгии.

У меня здесь много русских знакомых и у всех одна и та же песня: скучаю, хочу домой. Тем не менее мало у кого дело заходит дальше нытья. Смелости не хватает, чтобы вот так все бросить и вырваться из пропахшей круасанами зоны комфорта.

Вернуться, конечно, можно, но, когда начинаешь взвешивать плюсы и минусы, решительность постепенно отступает.

Во-первых, я не хочу жить ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Жить в мегаполисе и точно так же видеть родных раз в год - не вижу смысла. Если возвращаться, то домой, чтобы быть рядом с семьей. Ведь это, в принципе, главная причина желания вернуться.
А что делать дома? Забыть о международной карьере - это точно.

Во-вторых, я никогда не работала в России, я очень привыкла к европейской системе, где все по честному и по правилам. Мне кажется, мне было бы уже сложно адаптироваться. Не говоря о моем до мозга костей французском муже.   

В-третьих, менталитет у меня уже давно не русский. Ведь в принципе "выросла" я здесь. Я много чего не понимаю и не принимаю на родине, мне порой кажутся дикими некоторые издержки патриархального устоя, под каким бы углом я ни старалась их рассмотреть, а мои утверждения кажутся дикими другим.

Иногда мне кажется, что я застряла в межгалактическом пространстве: там я уже не своя, а здесь еще не своя, и вряд ли таковой буду. И получается, что я принадлежу двум планетам, но каждой только наполовину. А какой толк с половины?...
 
Так что возвращение на Родину - вопрос многогранный, о котором можно рассуждать часами и страницами, при этом не сдвигаясь с места.

Тем не менее с возрастом все чаще приходит на ум пословица, которая так выводила меня из себя еще несколько лет назад: "Где родился, там и сгодился"...

5. Что ты думаешь о политике Путина?

Я не хочу придавать своему блогу политический оттенок, поэтому на этот вопрос отвечать здесь не буду. Да и в реальной жизни отвечаю все более и более расплывчато, дабы не наживать себе лишних врагов. Развозить демагогию о Путине с отпрысками поколения плана Маршалла, поверьте мне, дело неблагодарное. Это все равно что пытаться транслировать радиопередачу на волне, уже занятой другой станцией.

Франция - родная племянница дяди Сэма. С самого детства в кровь французов вместе с кока-колой вливаются определенные постулаты, которые подпитываются на протяжении всей жизни новостями по телевизору, газетами, журналами, культом Голливуда и блокбастерами о спасении мира от инопланетян или от русской мафии (что в принципе, в их понятии, одно и то же).

Не удивительно и вполне логично, что все это обуславливает определенное видение мира, не совсем (или совсем не) совпадающее с нашим, советским. Опять же, я не ставлю это им в укор: это нормально, каждая доктрина порождает следствие, и нынешнее поколение французов в этом не виновато. Просто есть так, как есть. У кого-то хватает кругозора и любопытства заглянуть за горизонт газетных заголовков, а у кого-то нет. Как и в любом обществе.

6. Что представляет из себя русская кухня?

Да, конечно, куда уж нашим сосискам в тесте тягаться с французской гастрономией...

Как правило, тот, кто не бывал в России, понятия не имеет о русской кухне.
Как-то она мало известна, и русские рестораны тоже особым успехом не пользуются.
Хотя ведь вкусно же у нас все! Но не совсем для них понятно...
Уж что-что, а есть французы умеют. С пищей у них особая связь, трепетная, святая.
Поэтому они несколько недоумевают от того, что мы все сразу ставим на стол, а не по порядку, от количества майонеза, который мы используем в любом салате и без него, что мы не заморачиваемся, что с чем сочетается, и пьем водку прямо так, за обедом, а не в качестве дижестива...

Французы и еда - это отдельная история любви, до которой я обязательно доберусь и подробно опишу в следующих статьях. Это одна из моих любимых сторон Шестиугольника. 

7. Что означает слово "бабушка"?

90% иностранцев уверены, что "бабушка" - это матрешка.
Когда объясняешь, что к чему, очень удивляются.

8. Какова средняя зарплата в России? 

Если честно, понятия не имею, есть ли вообще такое понятие в России.
Разница между зарплатами и регионами настолько велика и осложнена разделением на черную и белую, что выводить среднюю цифру было бы несправедливо. Она все равно не отразит действительности. Поэтому я всегда затрудняюсь однозначно ответить на этот вопрос.

Обычно я сначала объясняю, что в России система несколько другая, что impossible is not Russian и что все зависит от того, где именно ты живешь в России.

Здесь, в принципе, уровень жизни тоже варьируется в зависимости от регионов, но все более или менее организовано. Есть такое понятие как SMIC (salaire minimum de croissance), то есть минимальная гарантированная зарплата, одинаковая по всей стране. Все эту цифру знают наизусть (на всякий случай, а вдруг придется права отстаивать?) и уже от нее и танцуют при вычислении среднего заработка. На 2016 год SMIC составляет 1140 евро в месяц чистыми (из расчета работы 35 часов в неделю)

У нас в России тоже, я знаю, есть нечто похожее, но насколько его придерживаются - не возьмусь сказать...

 9. Почему вы, русские, все время ругаетесь? 

Видимо так воспринимается на слух наш великий и могучий. Мне уже не раз задавали этот вопрос после того, как я просто говорила с мамой по телефону. Хотя на самом деле никто не ругается, просто эмоционально выражаются мысли. Наверное, интонации у нас такие, режущие изнеженное французское ушко.

10. Почему русские никогда однозначно не отвечают на вопросы?

Этот вопрос задают те, кто поближе знаком с нашей культурой и кто не раз общался с русскими.

Спросите у русского мужчины: кем ты работаешь? И в половине случаев услышите в ответ: у меня свой бизнес. И все... Больше никаких подробностей.
Моего мужа всегда очень забавляют подобные ответы. Он говорит: но ведь я же не спрашиваю, свой у тебя бизнес или чужой, я спрашиваю, что ты делаешь? Но расспрашивать, как правило, бесполезно. Бизнес - значит бизнес, на этом точка.

Даже просто спросите у русского: как дела? В ответ услышите целую историю, вместо привычного здесь "спасибо, хорошо, а у тебя?".

Вот, пожалуй, и все. Как видите, о медведях с балалайками, уже не спрашивают, и на том спасибо.

Вот такие мы, загадочные и неповторимые "коко", как называют нас французы - от слова коммунист.
Но ведь согласитесь, пятьдесят оттенков красного звучит куда веселее, чем пятьдесят оттенков серого!!

10 вопросов о Франции

3 комментария:

  1. Вопросы одни и те же в Италии, добавила бы только еще один, одиннадцатый. "Почему русские такие серьезные, так мало улыбаются?", но он уже стал общим местом. Мне тоже очень понравился ваш блог, Яна. Почему бы нам не дружить странами-сайтами? У меня есть страничка Друзья блога. Если поддерживаете идею, пишите. www.moia-italia.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, да, точно, этот вопрос тоже часто приходится слышать. Давайте дружить, с удовольствием! Я вам написала, будем на связи!

      Удалить
  2. Одни и те же вопросы и в Италии, и в Австрии, и в Швейцарии... об остальных судить не могу :)))) У меня уже все ответы на автомате, мне кажется мозг даже не активизируется в такие моменты :) И улыбка заготовлена, потому что искренне улыбнуться уже не получается... Хотя и обижать не хочется, люди ведь "старались" :))))
    И, кстати, мой парень-австриец тоже считает, что я с мамой постоянно "ругаюсь"... Почему-то мне было очень смешно это слышать от немецкоговорящих :)

    ОтветитьУдалить